Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 мая 2016 г.

Приготовила Терра сигиллата и покрыла несколько изделий. Подробные путевые заметки.

Приготовила Terra sigillata.
Terra sigillata - это назввание римской посуды, но керамисты так называют покрытие из мелокдисперсной взвеси частиц глины, которую наносят на высущенное изделие и полируют камнем или мягкой тканью до блеска. Затем обжигают при температуре не выше 1000 С.
Получается покрытие, блестящее как лак или глазурь, но от глазури отличается тем, что это покрытие из глины, а не из кварцевого песка и оксидов металлов. При обжиге терра сигиллата не сплавляется с черепоком, проникая в верхние слои черепка и взаимодействуя с ним, как это делает глазурь, а образует тонкий слой на поверхности черепка. Хотя, конечно, с черепоком этот слой сплавляется, так же как и вся остальная глина в черепке сплавляется между собой.
Статья в википедии на русском про Терра Сигиллата
И на английском, конечно значительно более полная статья
Дословно Терра сигиллата переводится как "опечатанная земля ". В средневековых текстах термин означал богатую минералами землю, использовавшуюся в лечебных целях (наподобие того, что ныне именуют словосочетанием «лечебная грязь»).(из Википедии )
Вот так выглядит калссическая чаша терра сигиллата
Roman red gloss terra sigillata bowl with relief decoration


South Gaulish Dragendorff 29, late 1st century AD


Сейчас многие керамисты используют эту технику декорирования. Используют её не только для красной глины и не только для изделий, украшенных фигурной резьбой.
Но так же в сочетании с другими техниками, бескислородным обжигом, сграффито, раку-обжиг с декорированием шерстью, медью, солью и так далее.
Вот один из примеров из этой статьи Terra Sigillata 101: How to Make, Apply, and Troubleshoot Terra Sig
Naked Raku Orb by Charles and Linda Riggs, 2003. 7 in. (18 cm) in width. Stoneware painted with white terra sigillata and polished with a soft cloth, bisque fired to cone 010, covered in resist slip and glaze. Sgraffito through glaze before raku firing to 1400ºF (760°C).
Я приготовила свою терра сигиллата из красной глины ПГ-100
Вот так она обжигается на 1000 С




Я воспользовалась одним из рецептов из статьи Terra Sigillata 101: How to Make, Apply, and Troubleshoot Terra Sig.
В статье их несколько, и рекомендуется подобрать для своей глины свой рецепт, как и все и всегда в керамике нужно пробовать и подбирать для себя свое.
Рецепт
700 гр сухой глины ( глину нужно раздолбить на мелкие кусочки перед замачиванием )
2л воды
0,5 ст л соды
отстаивать 24 часа
затем трубочкой отсосать верхних слой воды
затем отсосать в отдельную емкость средний слой, внимательно, не зацепив нижний - это терра сигиллата
затем нужно высушить лишнюю воду в терра сигиллата. Но я отстояла средний слой ещё 12 часов и удалила воду трубочкой.


Замесила терра сигиллата
Лайфхак. Чтбы не долбить глину. я решила для следующего раза натереть её на терке и высушить так

Через 24 часа . Если честно, то по виду не очень понятно гдезаканчивается средний слой, и начинается нижний.
Верхний слой воды виден хорошо, а вот нижний слой пришлось определять по тому. что цвет глины, которая льется в банку из трубки, изменился . И когда я заглянула через горлышко в бутылку, то увидела не ровную поверхность суспензии, а комочки и клубочки глины в воде.
Подвигала в ней трубкой и поняла, что это уже плотный слой и остановилась.
терра сигиллата отстаивалась 24 часа

Вот сколько глины осталось в бутылке. Я решила, что это нижний слой.


нижний слой, его я не буду использовать

А вот то, что получилось - терра сигиллата. Обалденно красивый цвет!  Камера не передает.






Отставиваю ещё около 12 часов
, может чуть больше.

отстаиваю средний слой ещё 12 часов




удалила трубкой лишнюю воду. Теперь это та терра сигиллата, которую я буду использовать для покрытия изделий.


Вот как она выглядит на пальцах. Очень тонкая и нежная.
Вот, можно посмотреть на видео какая она на пальцах

Покрыла тестовую чашку.

Чашка из той же глины, покрыта покрывным ангоб уже, ангоб уже высох. Мне интересно что будет :)
Наконец-то фото передает цвет сигиллаты.
терра сигиллата

Покрывать изделие нужно либо кистью, либо из пульверизатора.
Важно, чтобы покрытие было очень ровным. Поэтому изделие нужно предварительно подготовить.
Не рекомендуется слишком сильно замывать изделие, потому что крупные частицы глины поднимутся на поверхность и нарушат полировку, ведь покрытие сигиллатой очень тонкое.
Я брала для покрытия изделия, которые в кожетвердом состоянии образала петлями, из-за чего их поверхность была гладкой и ровной.
Чашку я петлями не образала, но у нее было подрезано дно. Поэтому я на ней и протестировала.

Покрывать нужно в несоклько слоев. 3-4 слоя. Затем, пока терра сигиллата ещё не совсем высхола , но уже подсохла немного ( это буквально секунд 30 ) нужно натирать поверхность мягкой тканью, или камнем, или даже можно использовать полиэтиленовый пакет.
Лучше посмотреть видео об это
А так же прочитать howto и посмотреть фото в этой статье  Terra Sigillata 101: How to Make, Apply, and Troubleshoot Terra Sig.

Итак я попробовала. Здесь три слоя.
Чашка до . Она  треснула, поэтому использую её для тестов.

Кисти, котоыре я использовала.
Большая круглая кисть пони, и большая плоская кисть из синтетики. Пони показалась удобнее.


Отполировала махровым носком. Очень удобно полировать махровым носком .Результат симпатичный. Есть хороший блеск, кое-где вылез ангоб.


На внутренней поверхности пробую разные кисти, разное количество слове, разное время сушки, разные инструменты для полировки.
Не пришла к какому-то выводу в итоге. Буду пробовать ещё.


разные пробы терра сигиллата, а ыдрка в дне напоминание о том, какая необоженная глина хрупкая :)
так усердно полировала, что продавила дно.
Это полировка камнем. Не очень просто, сложнее, чем носком, потому что камень иногда сдирает кусочки на поверхности и они потом не полируются. То есть поверхность должна быть зашкурена преварительно, вероятно. Или как-то по другому очень хорошо подготовлена.
Но блес от полировки камнем лучше, красивее. Однако не получается очень гладко, получается немного волнистая полировка. Вероятно нужно ещё и камень очень гладкий и подходящей формы, пока не пойму какой.


терра сигиллата. полировка камнем
Ещё полировка камнем. Здесь терра сигиллата поверх ангоба, и камнем счищается, ангоб не выдерживает. Но получается красивый эффект, можно иногда использовать.
терра сигиллата поверх ангоба. полировка камнем
 Здесь верх чашки отполирован махровым носком, и низ ( полоска дна ) камнем и потом носком. Видно, что цвет становится насыщенней и блеска больше .
 Здесь результат разных видов покрытия и полировки.
Нижний кусок - три слоя , полировка камнем и носком.
Правый кусок - два слоя полировка носком. Слои сильно высушены.
Левый кусок состояит из двух частей. Более светлая часть это трислоя , полировка носком. Более темная часть - на три слоя после их полировки нанесен четвертый слой и отполирован.





Затем я попробовала покрытие на других изделиях

чашка про Байкал до декорирования сигиллатой
внутри получилось тоже очень красивое и приятное на ощупь поккрытие. хотя поверхность матовая, потому что не образана петлями и не затерта шкуркой перед покрытием.


снаружи получилась очень красивая по цвету и блестящая , как-будто лакированая, поверхность.


здесь видно блеск


Ангобы, конечно, стерлись частично. Вообще лучше сперва натирать сигиллатой, а потом расписывать :)
Вот как-то так.
 И ещё одно изделие - шар.





Шлифую сухую поверхность камнем. Этим же камнем полирую терра сигиллату.


Отшлифовала и слегка замыла.


Покрыла дно в 3 слоя

Видео о том, как я это делаю.
Наношу первый слой терра сигиллата
Наношу второй слой терра сигиллата
Полирую дно камнем. Здесь видно, что камень обдирает поверхность, но потом это заполируется носком.

Полирую носком. К сожалению здесь не получилось снимать нормально, но кое-что видно :)
Полирую целофановым пакетом.
Вот результат.
отполировала носком, каменем , снова носком , потом полиэтиленовым пакетом.


3 слоя, отшлифовала камнем, носком и пакетом. Цвет такой потому что поверхность чуть влажная ещё.




Подсохла поверхность. Вот итог до обжига.
 Вот итог до обжига. Видно волнистость поверхности от шилфовки камнем. Цвет и поверхность выглядят очень красиво.




 К сожалению обжиг не удался. Случился недожег. Не знаю даже на какую температуру оно обожглось, поэтому результатов пока нет. Вот здесь видно этот шар , он не изменился после обжига.



И ещё один эксперимент. Смешала красную сигиллату с синим ангобом и покрыла чашку из розовой глины. Розовая глина это смесь белой и красной глин.
Маленькую чашку я использовала для этого эксперимента.
Здесьона влажная, поэтому темного цвета. Обрезана петлями.



Вот это результат покрытия. Изделие уже сухое, а цвет получился зеленовато-серо-коричневый. Очень красиво. Отполировано камнем и махровым носком. Внутри покрыта терра сигиллатой без ангоба.
красная терра сигиллата и синий ангоб.

Теперь миска и чашечка поедут в обжиг на 1050 градусов. Мисочка повторный обжиг после недожега. А чашечка первый обжиг.
По инструкции при температуре выше 1000 С должен пропасть блеск и могут появляться трещины, и я хочу это увидеть.
А шар поедет в следующий обжиг на 1000 С дожигаться.

И конечно ещё одно видео, про керамистку Марию Мартинес.
В этом видео в конце снято как она покрывает изделие и полирует его камнем. Я пока точно не знаю, но , кажется, это тоже техника такая же , как и терра сиггилата римская.
Только мексиканская версия. Вот, у меня есть даже дома аутентичная посудина из Мексики , полировка и резьба.





А вот видео . Руки Марии. 


Работы Maria Martinez 

Left: Marie and Julian Black on Black Design Pot, c. 1930, 4" x 4"
Top: Maria Poveka Pot, c. 1969, 4.75" x 5"
Right: Maria and Santana Black on Black Geometric Pot, c. 1940, 4" x 6"

Tony Da Incised Red Avanyu Jar, 5" x 4"



Комментариев нет:

Отправить комментарий