Поиск по этому блогу

воскресенье, 9 октября 2016 г.

Гурьевский сервиз

 Россия, Петербург, Императорский Фарфоровый Завод 
Датировка:   1809-1817 гг. 
Название "Русский" употребляется в архивных документах до 1824 года. Второе название - "Гурьевский" - сервиз получил по имени графа Д. Гурьева, министра императорского двора, в ведении которого в то время находился Императорский фарфоровый завод. Предназначался для Главного Дворцового Управления. Основная идея декоративного убранства сервиза - прославление обширности Российской империи. Сервиз включает столовую, десертную и чайную части. Первоначально был рассчитан на 50 персон. При императорах Николае I и Николае II был дополнен чайно-кофейной частью и большой партией десертных тарелок и стал насчитывать свыше 4500 предметов. В настоящее время часть сервиза, хранящаяся в Петергофе, насчитывает 605 предметов 
    Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Рассказ о Гурьевском сервизе из блога  http://antikdesign.livejournal.com/119526.html

     "В период царствования Александра I (1801–1825) ИФЗ управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. 
Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. 


Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.
     Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а являлся отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Отечественная война 1812 г. послужила рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени, особенно прославленных полководцев.

«Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I, выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова (1809-1816 ). Существует предположение, что общая разработка «Гурьевского» сервиза принадлежала выдающемуся архитектору Жану Тома де Томону. «Гурьевский» сервиз прославлял русский народ и Россию. В Петергофском дворце он «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», к «Гурьевскому» сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота.

Сначала сервиз был назван "Русским", и во всех российских архивных документах до 1824 года включительно он записан именно под этим "говорящим" названием. Свое же второе имя - "Гурьевский", под которым этот комплект посуды хорошо известен во всем мире, он получил позднее. 

Сервиз был заказан Главным Дворцовым Управлением для Зимнего Дворца. На всех предметах набора изображены сцены из жизни русского общества. На чашки, супницы, тарелки, вазы и т.д. мастера нанесли виды Петербурга с картин и гравюр величайших российских и иностранных художников, а также иллюстрации из книг "Народы России" и "Петербургские сцены и типы". Что касается отдельных сцен из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, то они были "позаимствованы" с рисунков Венецианова.

Больше всего в сервизе тарелок - с темно-вишневыми бортами и золотым орнаментом, индивидуальным для каждого диаметра и типа. В центре предметной сервизной композиции - десертные вазы со скульптурными подножьями в виде фигур крестьян и крестьянок. Девушки в национальных красочных костюмах изображены и на самих вазах. 

Особенностью Гурьевского фарфорового сервиза, или как его еще называли- набора, является полное отсутствие в нем чайников. И это не удивительно! В те времена в России чайниками практически не пользовались, а чай гостям подавали уже разлитым по чашкам. 

В 1848 году сервиз был передан в Петергоф, на хранение. Там и по сей день находится его основная часть. Однако, отдельные предметы знаменитого посудного набора можно встретить во многих музеях России и мира. Есть гурьевские тарелки и в частных коллекциях. А иногда предметы сервиза "всплывают" на антикварных аукционах, и уходят, что называется, "с молотка" по баснословным ценам! Так, в 2008 году на торгах в Финляндии были выставлены две тарелки со стартовой ценой в 30 тысяч евро каждая.








Из блога http://www.izuminki.com/2013/08/27/razvitie-farforovogo-proizvodstva-v-rossii/
Гурьевский сервиз
Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в. Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества, и именно за счёт императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошёл расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».
Развитие производства фарфора в начале 19 века
Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.
В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.
Особенности Гурьевского сервиза
Гурьевский столовый сервиз (заказанный Гурьевым для Александра I) считался парадным, предназначался для Зимнего дворца и был рассчитан на 50 персон. Его хранили в покоях супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны.
Степан Пименов, ставший модельмейстером Императорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.
Гурьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считается парадной. Фарфор сервиза украшен сценами из крестьянской жизни и пейзажами Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева.
А изящные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов Гурьевского сервиза, которые стоят на ножках или подставках.

Предметы из Гурьевского сервиза. Изготовлены в стиле Ампир.
Причины появления простых людей на фарфоре
Рисунки крестьян на Гурьевском сервизе появились неспроста. Эта фарфоровая посуда прославляла народ, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года.
Отечественной войне 1812 года была посвящена и серия Военных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.
В то же время стали появляться фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных деятелей эпохи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий